Глоссарий

<font color="blue">Глоссарий</font>
Бдительность — это состояние ума, разновидность мудрости; контролирует деятельность нашего тела, речи, ума и предупреждает о зарождении омрачений.
Безмятежное спокойствие — сосредоточение, которому присуще особое блаженство гибкости тела и ума, что достигается освоением девяти степеней успокоения ума
Благая заслуга — благая судьба, сотворенная добродетельными действиями. Это сила, способная взрастить благие качества и даровать счастье.
Благословение — изменение состояния нашего сознания из неблагого в благое, из несчастливого в счастливое или из состояния слабости в состояние силы благодаря ниспосыланию вдохновения святыми существами — такими, как наш Духовный Учитель, Будды и Бодхисаттвы.
Бодхисаттва — личность, спонтанно зародившая бодхичитту, но еще не ставшая Буддой. С момента, когда практикующий зарождает бодхичитту не намеренно, а спонтанно, он (или она) становится Бодхисаттвои и вступает на первый Махаянский путь, путь накопления. Обыкновенный Бодхисаттва — личность, которая еще не обрела постижения пустоты непосредственно; Высший Бодхисаттва — личность, уже достигшая такого постижения пустоты Бодхичитта (санскр. «просветленное сознание»; «бодхи» — «просветление», «читта» — «сознание»). Различают два вида бодхичитты: условная и высшая. Условная бодхичитта, обычно называемая просто бодхичиттой, — это изначальный ум, движимый великим состраданием. Он спонтанно стремится к просветлению, чтобы творить благо всем живым существам. Условная бодхичитта, в свою очередь, имеет два аспекта: бодхичитта намерения и бодхичитта действия. Высшая бодхичигга — это мудрость, мотивированная условной бодхичитгой; она непосредственно постигает пустоту, высшую природу феноменов
Бодхичитта действия — бодхичитта, поддерживаемая обетами Бодхисаттвы (см. «Бодхичитта»).
Бодхичитта намерения— это желание достичь просветления ради блага всех живых существ (см. «Бодхичитта»).
Будда — личность, полностью отсекшая все омрачения и их отпечатки. В прошлом многие люди стали Буддами, и многие станут ими в будущем
Будда Шакьямуни — четвертый из Тысячи Будд, пришедший в этот мир в период Счастливой кальпы. Первыми тремя Буддами были Кракучханда, Канакамуни и Кашьяпа, пятым будет Майтрея.
Буддадхарма— см. «Дхарма».
Ваджра (санскр. «Неразрушимость, подобная алмазу, мощь, подобная удару молнии»). В контексте Сокровенной мантры имеет значение неразделимости метода и мудрости
Внутренние ветры — ветры, связанные с сознанием; они циркулируют по каналам нашего тела. Без таких ветров наше сознание не может функционировать
Высшая Йога Тантра—тантрическое учение, включающее в себя способ преобразования сексуального опыта в духовный путь
Геше Лапгри Тангпа (1054-1123) — великий Кадампинский Геше, прославившийся практикой обмена себя на других. Он написал «Восемь строф о тренировке ума».
Гибкость ума — достигается сосредоточением на благом
Гуру (санскр.) — см. «Духовный Наставник».
Даяние — благое намерение ума совершить дар или действие тела или речи по совершению дара, движимое добродетельным состоянием ума. Бывает трех видов: дар вещами, дар Дхармой и дар бесстрашия
Девять степеней успокоения ума — девять уровней сосредоточения, ведущих к безмятежному спокойствию: установление ума, продолженное установление, восстановление, усиленное установление, контроль, умиротворение, полное умиротворение, однонаправленность и удержание в равновесии
Драгоценность, исполняющая желания, —легендарная драгоценность, которая исполняет все желания.
Духовный Наставник — Учитель, который ведет нас по духовному пути
Дхарма — учения Будды и внутренние постижения их посредством практики.
Живое существо—см. «Существо, наделенное сознанием».
Источник истинного знания — знание, которое неложно о познаваемом объекте. Делится на восприятие и умозаключение
Кадампа — личность, искренне практикующая Ламрим и воплощающая в жизнь все учения Будды, которые он (или она) постиг, занимаясь его практикой
Карма (санскр. «действия» и «их последствия»). Все наши действия тела, речи и ума движимы силой побуждения, и все они имеют последствия. Последствие добродетельных действий — это счастье, а последствие неблагих действий — страдание
Концептуальный [или обобщенный] образ — объект, который проявляется уму посредством концептуализации
Ламрим (тибет. «ступени пути») — особое изложение учений Будды, доступных для понимания и практического применения, включает все ступени пути к просветлению.
Лелеяние себя — установка ума считать себя превыше всех, а это — главное из того, что Бодхисаттвы должны отвергнуть
Линия преемственности — передача наставлений от Учителя к ученику, которые он лично получает у своего Гуру до их передачи другим.
Лоджонг—см. « Тренировка ума».
Мантра (санскр. «защита ума») —защита ума от обыденных проявлений и концептов
Махаяна (санскр. «Великая Колесница») — духовный путь к великому просветлению
Ментальный образ см. «Обобщенный (или концептуальный) образ».
Недобродетельные действия — их десять: убийство, воровство, сексуальные проступки, ложь, речь, сеющая рознь, оскорбительная речь, пустословие, алчность, злонравие и ошибочные взгляды
Обеты — обещание воздерживаться от совершения тех или иных действий. Существует три свода обетов — это обеты Пратимокши (личного освобождения), обеты Бодхисаттвы и обеты Сокровенной мантры (см. «Обет Бодхисаттвы» и «Руководство к Земле Дакини»).
Омрачение — состояние ума, возникающее из-за недостатка контроля и ввергающее ум в неспокойное и неконтролируемое состояние. Различают три главных омрачения: неведение, привязанность и ненависть (см. «Врожденные омрачения» и «Омрачения, порожденные сознанием»). Из них проистекают все остальные омрачения — такие, как ревность, гордость и омраченное сомнение (см. «Радостный путь» и «Познание ума»).
Освобождение — полное освобождение от сансары и ее причины омрачений
Очищение — это практика по очищению тела, речи или ума. В более узком смысле — практика по очищению неблагой кармы
Памятование — состояние ума для удержания объекта, явленного изначальному уму
Поза Ваджры — совершенная поза со скрещенными ногами.
Постижение — непоколебимый и безошибочный опыт [познания] добродетельного объекта, который непосредственно защищает нас от страданий.
Промежуточное состояние (тибет. «бардо») — состояние между смертью и рождением, оно начинается в тот момент, когда сознание покидает тело и переходит в другое в следующем рождении
Просветление — обычно имеется в виду полное просветление (обретение состояния Будды). Существуют три уровня просветления: малое (или просветление, достигаемое на уровне слушателей); среднее (на уровне Будд для себя); великое (или просветление, достигаемое Буддой). Просветление — это освобождение и истинное пресечение
Пустота — бессущностность, высшая природа всех феноменов (см. «Сердце мудрости», «Радостный путь» и «Океан нектара»).
Сангха — согласно традиции Винаи, это община, состоящая из четырех и более полностью посвященных монахов или монахинь. Сангхой может быть названо сообщество людей, принявших обеты, а также мирян, которые принимают обеты Бодхисаттвы или тантрические обеты.
Сверхобыденное видение — особая мудрость, которая познает свой объект ясно, что достигается безмятежным спокойствием и особой гибкостью, вырабатываемой посредством продумывания
Сверхобычные способности — способности, обретенные благодаря особому сосредоточению. Есть пять видов сверхобычных способностей: сверхвидение (способность видеть невидимые и отдаленные предметы на любом расстоянии); сверхслышание (способность слышать неясные FI далекие звуки); знание прежних рождений; способность читать мысли других людей; способность творить чудеса (принимать различные облики силой мысли). Бывают существа (такие, как существа бардо, люди и духи) с загрязненными сверхобычными способностями, которые развиваются как кармическое последствие, но это не истинные сверхобычные способности.
Семичлепное наставление о причинах и последствиях — способ зарождения бодхичитты, при котором благожелательная любовь развивается прежде всего признанием, что все существа, наделенные сознанием, это наши матери с памятованием об их доброте
Семя Будды — глубинная основа сознания любого живого существа, а равно его высшая природа. Семя Будды, Линия преемственности Будды, природа Будды — это синонимы. Всем существам, наделенным сознанием, присуще семя Будды, и благодаря этому они имеют возможность стать Буддой.
Совестливость — состояние ума, основу которого составляет усердие; лелеет благое и защищает ум от омрачений и недобродетельного
Страдание перемен — для сансарных существ каждый опыт счастья или наслаждения, обретаемый от сансарных удовольствий, является страданием перемен, так как подобный опыт загрязнен и обладает природой страдания
Ступени пути — см. «Ламрим».
Ступень завершения — духовные осуществления в Высшей Йога Тантре, достигаемые особым способом, благодаря которому ветры входят, пребывают и исчезают в срединном канале
Существо, наделенное сознанием, — существо, чье сознание загрязнено омрачениями или их отпечатками. Термины «существо, наделенное сознанием,» и «живое существо» используются для противопоставления существ с омраченным сознанием Буддам, чье сознание полностью свободно от подобных омрачений.
Тренировка ума (тибет. «Лоджонг») — особая линия передачи наставлений, идущая от Манчжушри и передаваемая через Шантидеву, Атишу и всех Геше Кадампы; она придает особое значение зарождению бодхичитты практикой уравнивания и обмена себя на других вместе с практикой принятия и даяния
Три Драгоценности — три объекта Прибежища: Драгоценность Будды, Драгоценность Дхармы и Драгоценность Сангхи. Они называются «Драгоценностями», поскольку редки и чрезвычайно ценны
Хинаяна (санскр. «Малая Колесница»). Цель Хинаяны — достичь освобождения от страданий исключительно для себя через полное отсечение омрачений
Цепляние за самость — концептуальный ум, который рассматривает любой феномен как самостоятельно существующий. Цепляние за самость порождает все другие омрачения (такие, как гнев и привязанность) и является главной причиной всех страданий и неудовлетворенности
Шесть совершенств—совершенства даяния, нравственной дисциплины, терпения, усердия, равновесия ума и мудрости. Их называют совершенствами, так как они движимы бодхичиттой
Чистая Земля — чистое окружение, где нет истинных страданий. Есть много Чистых Земель. Например, Тушита — Чистая Земля Будды Майтреи; Сукхавати — Чистая Земля Будды Амитабхи; Земля Дакини (или Кеаджра) — Чистая Земля Будды Ваджрайогини
Чудотворные силы—см. « Сверхобычные способности».
Энергетические ветры—см. «Внутренние ветры».

Взят из книги: Геше Келсанг Гьятцо
Учебник по медитации


Читать блог автора
Сообщества: Будда Дхарма
0
Постоянная ссылка: