О Гиппократе и его "Клятве"

О Гиппократе и его "Клятве"

«Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт [житейский, бытовой] обманчив». Гиппократ

Часто употребляется выражение: “Гиппократ - самый известный врач всех времён и народов”!.. Однако, следует уточнить - западных народов (и то - не у всех, и не сразу..!). У восточных имелись свои авторитеты в медицине, причем, зачастую, со времен значительно более древних, чем на Западе вообще возникли цивилизации!.. И много позже жития сего славного эскулапа (на самом деле, имя нарицательное - по латинизированному имени собственному предка Гиппократа в 18 поколении Асклепия, обожествленного и почитаемого также римлянами, которые переняли его культ у греков в начале 3 века д.н.э.) Восток оставался в неведении относительно него самого, и его авторитета в странах Запада…

Гиппократ - древнегреческий (хотя, правильнее эллинский - в древние времена такого наименования не существовало, да греки и ныне именую себя эллинами, а свою страну - Эллада) врач, «отец медицины», которая выделилась в отдельную науку из философии. Жил во времена Перикла, был современником Сократа и Платона, лечил от мнимого безумия смеющегося философа Демокрита.

Родился на острове Кос за 460 лет до н. э. Цивилизация и язык этого расположенного в Ионийской море и колонизованного дорийцами острова были ионийскими.

Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов — династии врачей, притязавшей на то, что ведёт своё происхождение от Асклепия — бога медицины. Считалось, что Гиппократ был потомком бога в 18-м поколении.

Семья Асклепиадов, которую также именуют Косской школой медицины, сохраняла в V веке до н. э. религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чём не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными.

Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца — разумеется, врача Гераклида. С целью профессионального усовершенствования, в молодости Гиппократ много путешествовал и изучал медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Асклепия.

История его жизни малоизвестна, даже точно не известно, сколько лет прожил Гиппократ: одни историки утверждают, что 83 года, а другие — 104. Существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят [скорее] легендарный характер.

Умер Гиппократ около 370 года до н. э. в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник, но на тысячелетия для многих врачей стала кодексом профессиональной чести «Клятва Гиппократа» (однако же, для многих других из них вовсе необязательной - чтобы не сковывала амбициозных устремлений).

“Клятва Гиппократа” (общеупотребительное название клятвы, приносимой каждым, кто собирается вступать во врачебный цех, то есть стать медиком) советских врачей была, на самом деле, “присягой советского врача”… А это не совсем одно и то же! Вторая - скорее “клятва на верность партии и правительству”… А потому советсткие врачи и не особо знали текст и смысл “Клятвы Гиппократа” (разве что некоторые, специально интересовавшиеся!)… И, тогда, какой с них, не дававших эту древнюю клятву, спрос - за те положения, которые она в себе - в отличие от присяги “совмедработника” - содержит?..

(А какой, в таком случае, спрос с имэдж-терапевтов, как таковых - абстрагируясь от того, что некоторые из них имеют “классически”-западное медицинское образование…?)

Однако же, какие такие особенности содержатся в клятве Гиппократа, в чем ее истинный смысл?

Итак, “Клятва Гиппократа”> (Материал из Википедии, свободной энциклопедии):

“Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому”.

К ней (зачастую не будучи знакомыми с её содержанием) апеллируют больные, обычно пытаясь мотивировать медиков оказать помощь, когда те по каким-то причинам отказывают в ней (или больным кажется, что отказывают [но иногда и не кажется вовсе… Очевидно, на “фольклорном” уровне бытует мнение об этой клятве, как обязующей врача оказывать помощь всякому страдающему от болезни, а неспособность лечить ту или иную болезнь воспринимается как простое нежелание лечить…]).

А вот видоизменённый текст клятвы:

(Именно по нему клянутся будущие врачи, фельдшеры, медсёстры в России - что очень странно, учитывая поминаемых древних богов!..)

“Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигием и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство.

Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должным уважением и благодарностью; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно”.

Следует отметить, что изначально писалось не “Панакеей-Панацеей”, а Панакеем-Панацеем (также как и Гигием) - как раз в виду того, что всякий (по крайней мере официальный) целитель в древности, да и позже - в Средневековье - мог быть только мужчиной!..

Во многих странах мира выпускники медицинских вузов до сих пор клянутся именем Гиппократа, торжественно произнося, при этом, «Не навреди!» [что странно - ведь во втором лице..!].

Первоначальный вариант был написан Гиппократом в V веке до н.э. на ионийском диалекте древнегреческого языка.

Возникновение самой клятвы значительно древнее времени жизни Гиппократа: согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде, как семейная традиция, из рода в род. Записана Гиппократом клятва была впервые в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н.э. Клятвы, формулирующие моральные нормы поведения врача, существовали ещё в Древнем Египте.

С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющим его смысл.

Клятва врача России (1999)
Принята в 1999 году Государственной Думой, подписана президентом Б. Ельциным.

В Совестком Союзе была «Присяга врача Советского Союза» (заметим: “присяга” - как в армии…), утвержденная в 1971 г. В середине 1990-х, в РФ уже, сменилась на «Клятву российского врача», а в 1999-м Госдумой был принят и президентом Б. Ельциным подписан новый текст «Клятвы врача России», которую новоиспечённые медики должны давать в торжественной обстановке при получении диплома:

“Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины — клянусь” [В натуре! :)].

В Северной Америке и Европе в 2006 г. текст клятвы заменён «профессиональным кодексом». По мнению авторов нового документа, текст, предложенный греческим врачом ещё две с половиной тысячи лет назад, совершенно не отражает реалий сегодняшнего дня. «Во времена Гиппократа не было таких важных принципов работы медиков, как уважение к другим специалистам и право пациента на собственный выбор. Кроме того, врачи того времени не сталкивались с постоянными подозрениями в непрофессионализме [виновниками которых врачи зачастую являются сами] со стороны общества, властей и журналистов». В новом тексте исключены требования по неучастию в абортах, хирургическом лечении каменной болезни и корректному обращению с рабами.

В Израиле врачи приносят не клятву Гиппократа, а клятву еврейского врача. Это связано с тем, что в традиционном тексте клятвы Гиппократа упоминаются боги древнегреческого пантеона (неинтересные даже потомкам эллинов, ныне ярым христанам), что идёт вразрез с иудаизмом, по которому Бог один, и приносить клятвы его именем нельзя. Так как в Израиле религия не отделена от государства, во всех израильских вузах, готовящих врачей, клятва Гиппократа не используется. Клятва еврейского врача отличается от клятвы Гиппократа только в мелких деталях, вроде тех же самых ссылок на богов.

В настоящее время на территории США действие Клятвы Гиппократа ограничено судебным прецедентом, основанным на Homeland Security Act. В соответствии с этим прецедентом, врачебная помощь террористам и потенциальным террористам признана незаконной экспертной помощью в их адрес и является уголовно наказуемой.

В ряде случаев традиционная Клятва Гиппократа вступает в противоречие с требованиями части общества, в том числе некоторых медицинских работников. В частности, всё чаще обсуждается возможность узаконить эвтаназию, которая в корне противоречит традиционной клятве Гиппократа.

А какую клятву, и кому, приносят прочие целители - не обучавшиеся в медицинских вузах? (Ни в коем случае не подразумеваю, что как люди они - в массе своей - менее чувствительны к человечности и этике, морали..! Или менее способны к состраданию! Или менее добросовестны! А сам факт того, что врач дает Клятву Гиппократа не делает его автоматически обладателем сих достоинств!..)

Но не всё так просто, в клятве Гиппократа это не главное…

Гиппократ одним из первых стал учить тайному знанию не только своих детей (другой великий врач древности — Гален пишет, что детей в роду с малых лет учили делать вскрытие и они принимали активное участие в лечении), но и людей со стороны. Известны имена его учеников. Философ Платон, младший современник Гиппократа, пишет, что у него можно было изучать медицину за плату. А ближайшим его помощником был не только сын Фессал, но и зять Полибий. Это чрезвычайный случай, до этого в клане доверяли только прямым потомкам Асклепия по мужской линии, не доверяя даже дочерям и жене. Хотя, например, супруга Гиппократа была из очень знатного рода Гераклидов — потомков Геракла. Кстати, имени её история не сохранила, зато известно, что «отец медицины» не очень ей верил и, уезжая надолго, просил друга и врача Диониса «присмотреть за её поведением, чтобы она жила благоразумно и во время отсутствия мужа не думала о других мужчинах».

Чужаки могли разрушить семейную клановую школу, и, похоже, чтобы избежать такого развития событий, и была создана “клятва Гиппократа”. Говоря современным языком, это клятва о том, что врачи медицинской касты «скованы одной цепью, связаны одной целью». Судите сами. Клятва начинается с обращения к богам: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями». Но сразу после этого будущий эскулап детально клянётся в верности учителю, его близким и кастовым интересам. Он торжественно обещает:

«считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями,
«делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах,
«его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора,
«наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому».

И вот только после всего этого — главного в клятве — идут несколько слов о больном и о том, что мы выражаем сегодня словами «не навреди» (кстати, сам Гиппократ так не говорил): “Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда (вот оно — „не навреди“) и несправедливости”. И, по сути, это всё, что касается обещаний врача по лечению пациента.

Далее идут слова о соблюдении врачебной тайны и несколько запретов — не давать больным смертельного средства, препараты для аборта и не делать сечения страдающим каменной болезнью. Такими операциями в то время занималась другая каста медиков, и, надо полагать, у неё была своя корпоративная клятва, не дошедшая до нас. Так что, судя по тексту клятвы, интересы больного — дело если и не десятое, то пятое.

Могут возразить, начав цитировать клятву дальше: «В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего намеренного, неправедного и пагубного…» Всё это замечательные слова, но, как это ни прискорбно, они опять не главные. Вот как «сексуально» заканчивается это предложение после запятой: «…особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами (в то время такие отношения считались более естественными, чем гетеросексуальные), свободными и рабами» [а также животными, что также было весьма распространено тогда, но и сегодня еще тоже… :) ].

Имя Гиппократа сделалось собирательным, и многие сочинения из семидесяти приписываемых ему, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям. (В наше время больше стремятся приписать себе чужие тексты..!). За труды Гиппократа выдавались многие более поздние псевдогиппократовские произведения. Подлинными исследователи признают от 18 до 8 сочинений - трактаты: «О ветрах», «О воздухах, водах и местностях», Прогностика», «О диете при острых болезнях», первая и третья книги «Эпидемий»; «Афоризмы» (первые четыре раздела); хирургические трактаты: «О суставах» и «О переломах», являющиеся шедеврами «Сборника».

Существует несколько сочинений Гиппократа этического направления: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления», которые в конце V и начале IV века до н. э. превратили научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

В то время как врач Алкмеон из Кротона, в Южной Италии (ок. 500 до н. э.), известный своими анатомическими работами, принадлежал к пифагорейской школе, Гиппократ, по-видимому, примыкал к Гераклиту. Он рассматривал медицину как опытную науку. Медицинская школа Коса долгое время пользовалась большим уважением (знаменитое святилище Асклепион на Косе).

Подход Гиппократа к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни на людей не боги насылают, а возникают по разным, причём вполне естественным, причинам.

Гиппократ первый поставил медицину на научные основы и очистил её от философских построений, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времён года, ветра, воды и их результат — физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные — условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьёзное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определённые дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков. В других сочинениях — «О суставах» и «О переломах» подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне; употреблялись инструменты и разные приёмы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени.

В сочинении «О диете при острых болезнях» Гиппократ положил начало рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных, и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней — острых, хронических, хирургических и т. д.

Для лечения применялось 250 лекарственных средств растительного происхождения, многие из них используются и по сей день: ячменный отвар, молочай, чемерица, и др.; 50 средств животного происхождения, например, мёд с уксусом. Гиппократ назначал банки, массаж, ванны, делал кровопускания. Он говорил, что нужно соблюдать осторожность, учитывать, как организм реагирует на лечение. И главный его принцип — «Не навреди!» Врач не должен вредить организму пациента.

Гиппократ был очень хорошим врачом и к пациентам относился лучше, чем большинство его коллег-конкурентов. В то время лечение часто было опаснее самой болезни. Например, был популярен метод исцеления «сотрясением лестницы», с помощью которого лечили искривления и вывихи позвоночника, выпадения матки и ещё много чего. Пациента подвешивали вниз головой на лестнице, всю эту конструкцию поднимали вверх, а потом резко отпускали. В момент соприкосновения с землёй больной испытывал перегрузки и часто получал новые травмы. Говорят, были счастливчики, которым это помогало. Так вот, Гиппократ критиковал подобные методы лечения, и его идея «не навреди» как раз направлена против подобной терапии. Медицинский садизм в истории продолжался долго, и завет Гиппократа нередко вспоминали. Так было, когда отец современной фармакологии Парацельс начал лечить сифилис ртутью и больные умирали от почечной недостаточности, не дожив до тяжёлых последствий «любовной болезни». По сути, об этом вспоминают и сейчас, когда говорят о том, что лечение не должно быть опаснее самой болезни.

Но в биографии Гиппократа упоминается одна жуткая история, очень похожая на «подвиг Герострата», сжёгшего знаменитый храм Артемиды в Эфесе, чтобы остаться в истории. Три биографа упоминают Гиппократа как поджигателя. Правда, одни говорят, что он сжёг медицинский архив при храме Асклепия в Косе, а другие (еще одна странность: биографов трое, а ссылка на “одних” и “других”, что должно бы означать, что их минимум четверо: двое и двое… Или больше!..) упоминают медицинскую библиотеку в Книде (её создала другая ветвь потомков Асклепия, конкурирующая с кланом Гиппократа). Но в одном биографы схожи: они утверждают, что знания «отца медицины» родились из пепла этих пожаров. Они считают, что Гиппократ присвоил эти письменные источники и на их основе создал свои знаменитые труды, так называемый «Гиппократов сборник». Удивительно, но Гиппократ стал первым врачом, оставившим такое огромное медицинское наследие! (Если не считать уничтоженных им рукописей!) Современные историки отрицают эту версию, считая её происками завистливых конкурентов.

Гиппократ был очень популярен при жизни, и после смерти его стали почитать как полубога-врача, устраивая в честь него ежегодные празднества. Греки были абсолютно уверены, что среди них живут и сами боги, и их потомки. Таким “божественным” был и род Гиппократа, по разным подсчётам, он сам был в 17-м или 19-м колене потомком “бога медицины” Асклепия. В его роду все были врачами, отец передавал своё секретное искусство врачевания сыну, и за рамки клана оно не выходило. Обучение было преимущественно устным и практическим.

Цитаты:

«Исцеление — это дело времени, но иногда это также дело возможности»

«Старики болеют меньше, чем молодые, но их болезни кончаются лишь вместе с жизнью»

«Первая заповедь врача: не навреди»

«Некоторые больные, несмотря на сознание обречённости, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача»

«Врач — философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной»

«Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде — хороший признак; противоположное — дурной»

И вот, исходя из всего вышеизложенного, закрадывается мыль о том - нужен нам, или же нет, Кодекс целителя и инструктора?.. И пусть не клятва, а всего лишь подпись о том, что “Согласен с положениями Кодекса и обязуюсь их соблюдать…”
:H


Читать блог автора
Постоянная ссылка:
Оцените и поделитесь своим мнением