Каджгурахо - потерянный рай. Статья из журнала Yoга №4 за 2006 год

“Too much love will kill you if you don’t awake your mind”

(Избыток любви смертелен коль разум ты не разбудил)

перефраз Freddie Mercury “Love Kills”

В середине 19 века, а точнее, в 1838 году капитан Бурт даже не подозревал, что он увидит, когда остановится со своим отря­дом на привал в обыкновенной роще близ маленькой индийской деревушки. То, что он увидел в зарослях, никак не вязалось с его викторианским мировоззрением, и он пред­почел не делиться с широкой английской общественностью своей находкой, а расска­зывал об этом в узком кругу таких же джент­льменов, как он сам. О некоторых вещах джентльмены предпочитают умалчивать. Только в 1864 году генерал-майор Куннигам дал первый отчет о храмовом комплексе воз­ле деревни Каджгурахо. Пожилому генералу важнее была историческая правда - и мир уз­нал о Красоте.

Авиалайнер компании Эйр Индия произвел ежедневную посадку в аэропорту Каджгурахо, и новая порция туристов с шу­мом и гамом вышла из его чрева. Подходил к концу сезон дождей, и людей было не мно­го - итальянцы, немцы, французы и два укра­инца, вернее, украинец и украинка. Все при­ехали увидеть Тайну или, по крайней мере, сделать очень красивые фотографии.

При выходе из аэропорта их встре­чали заботливые индийские таксисты, кото­рые за 500 рупий, то есть 12,5USD(дешевле нельзя - у них фиксированный ламинатом прейскурант) готовы доставить всех желаю­щих и, может быть, их вещи в любую гости­ницу Каджгурахо. Через 700 метров, прибыв к месту, вы понимаете две вещи. Во-первых, это действительно деревня. А во-вторых, кто же не любит русских, которые не любят свои деньги?!


Хемавати, дочь брамина, в одну из прекрасных лунных ночей решила искупать­ся в реке. И все бы было хорошо, если бы ее не увидел лунный бог. Как и что, никто не знает: ночь - дело темное, но родила она сына и назвала его Чандраварманом. IX век -не лучшее время для матерей-одиночек. Пришлось Хемавати с маленьким сыночком уйти в изгнание в джунгли. Как и во всякой порядочной легенде, Чандраварман вырос, не без помощи папаши обучился чему надо, “дал всем прикурить” и стал царем, основав династию Чанделла. Однажды во сне к нему явилась покойная матушка и настойчиво попросила построить храм, который бы вос­славлял Творца и показывал человеческие страсти в их многообразии, дабы показать их пустоту и бесперспективность. Такова пер­вая версия возникновения храмового комп­лекса Каджгурахо в районе Чаттарпур штата Мадхья Прадеш. Приблизительно в 900 году был построен первый храм и в 1130 году пос­ледний - восемьдесят пятый. До нас дошли лишь двадцать пять, и выжили они, видимо, потому, что оказались в стороне от основных путей перемещения и не в гуще историчес­ких событий. А может быть, спасло их что-то другое.

Четырехзвездочная гостиница “Чан­делла” красиво разместилась в деревушке рядом со всякими “холлидей иннами” и про­чими знаменитыми брендами. Вложив солид­ные суммы в гостиницы, инвесторы не прога­дали - гости есть всегда. Цена номера (около 70 долларов) неизменна и от сезона не за­висит. Просторное лобби с баром, несколь­ко ресторанов, бассейн и удобные номера с ежедневным цветком орхидеи на кровати томно намекают: для того, чтобы попасть в рай, не обязательно дожидаться конца жиз­ни - можно, хоть и ненадолго, но сейчас. Местный гостиничный йог готов скрутиться для вас в какую-нибудь йоганидрасану, а за небольшие деньги поможет ее сделать всем желающим. Сколько стоит вернуть экспери­ментатора в прежнее состояние, мы не спра­шивали.

Вся территория архитектурного ком­плекса, за исключением действующего хра­ма Матангешвара, огорожена высокой сте­ной из колючей проволоки, и преодолеть ее можно лишь заплатив 6.5 долларов. Политые газоны, ухоженные деревья и реставрацион­ные работы говорят о том, что, как минимум, часть денег за билет идет на благое дело.

Когда знаменитый ученик Фрейда Карл Юнг, приехав в Индию и посетив Кад­жгурахо, поинтересовался у сопровождав­шего его брамина, почему, мол, священ­нослужители, проповедуя воздержание, на храмах изображают откровенные сцены, причем даже с учетом различных отклоне­ний, брамин ответил: “Видите ли, коллега, все очень просто. Когда я иду молиться в храм, я прохожу мимо этих изваяний, и, если мое душевное равновесие нарушается, значит, я еще не готов. Хотя есть и еще объяснение: обнаженное тело - мощное заклинание для вызова дождя и защита от молний. Молния, по народным поверьям, - девственница и ни за что не приблизится к таким изображениям.

Изъясняться можно по-разному: сло­вами, стихами или просто промычать “угу”, когда тебе уступают место или пропускают без очереди. А можно говорить камнем. Зна­ние слов, в их множестве значений, было важно для строителей храмов так же, как и для поэтов. Есть в санскрите такое слово “слеша”, что означает многозначительность, многослойность и даже каламбур. Так поэт мог воспевать царя и в то же время иллюс­трировать правила непростой санскритской грамматики. Каджгурахо - “корзина с фини­ками”, а можно “носящий скорпиона”. Поэто­му у одной из танцовщиц - раньше их назы­вали апсарами - скорпион на ноге, а для того, чтобы его сбросить - надо раздеться, а раз­детый (“дегашвара” на санскрите) - один из эпитетов бога Шивы, как, впрочем, и скорпи­он. А еще слово “слеша” означает сцепление, союз и даже связь в самом широком смысле слова. Чтобы связать внутренние, функци­онально разделенные пространства храма, снаружи, в местах сопряжения, находятся са­мые порнографические (с точки зрения того, кто всегда снаружи) сцены. Вот это соедине­ние так соединение! Не так ли и нас к жизни, безмозглой и бессердечной, приклеивает то, что не изнутри? И не потому ли в каком-нибудь далеком николаевском порту докер, чтобы сказать два слова, для связки мастерс­ки скрепляет их тремя и больше словами, не имеющими отношения к погрузочно-разгрузочным работам? Языком геометрии, и, на­верное, не только трехмерной, написана эта поэма. Древняя рукопись Вастушастра была найдена именно в этих окресностях.

Васту - практически утерянное искусство создания гармонии пространства. Что-то похожее на древнее китайское искусство фэн-шуй в том виде, в каком его знают настоящие профес­сионалы - без колокольчиков и прочей фиг­ни. Рассказывают, что когда Шива бился с демоном Андхака, очень уж он вспотел, и из капли его пота, которая упала на землю, ро­дился демон Вастунара. Так вот, этот Вастунара начал вести себя очень неприлично, не то, чтобы грубил, а просто жрал, что на глаза по­падется, и без перерыва. Боги - сразу Брахме жаловаться, мол, беспредельничает новень­кий, старших не замечает, да и вообще ниче­го не замечает - жрет все подряд, и скоро ни­чего не останется от пространства и, видимо, времени тоже. Генеральный подумал и дал приказ - для начала положить Вастунару на землю лицом вниз. И вот в “честном бою” -сорок пять на одного - уложили горемыку “фейсом даун”, а Брахма его “перепрограм­мировал” на бога домов и земельных участ­ков. Вся эта живописная картина, с лежащим Васту и прижимающими его к земле богами, превратилась в схему распределения энер­гии разных качеств в пределах одного офор­мленного пространства: будь то кусок зем­ли, дом или еще что-нибудь. Бог, который удерживал тот или иной участок тела пострадавшего, наделял его своими свойствами и проецировался на схему. Каждый сектор обладал особенными качествами, и люди это использовали, разделяя, например, дом на комнаты с разным назначением.

Централь­ная часть схемы досталась, понятно, Брахме, там ничего ставить нельзя - пустота должна и в Африке пустотой быть. Один из участков южной линии получил в управление Яма, для всех дышащих - бог смерти, а для немногих -Наставник Практики, а для совсем немно­гих - Генконсул, Выдающий Визу. Если раз­местить в его секторе задницу для просмот­ра телевизора, то, наверное, лет эдак минус десять в жизни получить можно. А вот если там коврик для практики расстелить…

Угол южной и восточной линий занимает Агни. Хотите поиграть с огнем, положите туда сено. Вся сетка, где боги размещены, как на шахматной доске, получила название Пара-масайика, что нам, славянам, и переводить не надо - супермозаика и все. И воплотилась эта Парамасайика на храме в виде статуй богов как трехмерный (или более) учебник Васту. Похоже, что и смысл шахмат был глуб­же - сидели, может быть, два “продвинутых” дяди и разыгрывали свою мозаику, а когда игра подходила к концу, менялись местами и играли в обратную сторону. Знающие были товарищи. Согласно этим знаниям и строили.

На самом верху находится шар - непроявленное или Верховное Существо. От него ис­ходят эманации проявления в виде расширя­ющегося округлого конуса - так называемые космические элементы творения - таттвы. А дальше начинается разнообразие объектов, и чем ближе к фундаменту, тем их больше. Боги, люди, звери - все можно увидеть в этой игре разума и камня. Тантрическое и брахманическое мировоззрения, которые позже стали антагонистами (поругались, видимо, из-за денег) были синтезированы в архитек­турной системе Каджгурахо. Здесь все боги в едином пространстве: Брахма, Вишну, Шива, Кришна и многие другие, это в других местах они “обзавелись” своими религиями и храма­ми. Образы божеств четко организованы в ритуальном пространстве строений. Сурья или Солнце находится в окружении богов-планет - каждый на своем месте и занят сво­им делом. Наикрасивейший храм Кандарья Махадела сбалансирован с одной стороны богиней богатства и изобилия Лакшми, а с противоположной - богиней знания и обу­чения Сарасвати. Не так ли должно быть в жизни?

Матсья - рыба, Курма - черепаха -образы великого Вишну удерживают храм в согласии со стихиями. Тридцать два типа женских фигур, застывших в разных движе­ниях: то смотрящиеся в зеркало, то раскра­шивающие свои стопы перед ритуальным танцем, - размещены по периметру стро­ения. Искусно выполненные прозрачные одежды создают впечатление, что танцовщи­цы вовсе обнажены, но при ближайшем рас­смотрении видны изящные узоры, покрыва­ющие легкую ткань. Из всех скульптур только десятая часть носит сексуальный характер, но почему-то замечают только ее. Неужели за тысячу лет мы не изменились? И сейчас для того, чтобы продать резиновые сапоги, в них надо обуть какую-нибудь Клаву Шифер и, желательно, без одежды. Хотя, конечно, для того, чтобы понимать, нужны усилия, дисцип­лина. И, может быть, поэтому одной из самых великолепных и изящных скульптур являет­ся скульптура Вишну Йогешвара в ипостаси Рахасья Дхари, что означает хранитель тай­ны. Он дает тайные знания - рахасью своим ученикам и предупреждает, что передавать их недисциплинированным людям нельзя. Так его и изваяли с пальцем у рта. Тесс, ребя­та! Знающий молчит - незнающий говорит.

Матангешвара - так называется единственный действующий храм. Его созда­ли в честь смерти раджи Данды, а так как он не бог, то согласно Вастушастре храм имеет строго пирамидальную форму, посвящен он богу Шиве, и там всегда много народу. В феврале на празднике Шиваратри все праз­днуют свадьбу Шивы и Парвати. Существует даже мнение, что весь храмовый комплекс посвящен помолвке и женитьбе. Подготовка к церемонии, особенные прически, первая ночь и боги, приглашенные в гости, - все это иллюстрация великой Шива Пураны с ее ал­легориями и иносказаниями. Это последняя версия создания Каджгурахо. Да уж, свадь­ба - дело сугубо символическое и малопред­сказуемое. И у нас, славян, в какой-нибудь Крюковщине чего только на свадьбах не про­исходит!

Кстати, самый большой шивалингам в Индии находится в этом храме. В день празд­ника его поливают молоком. Мы обязательно захотели посетить это место. Да, действитель­но большой. Пройдя мимо, мы оставили под­ношение и получили от священника красную точку на лоб, а на выходе встретили маль­чишку, который почему-то просил не денег, а шариковую ручку. Ручка, по счастью, была, и когда она перекочевала в карман молодого человека, радости его не было предела. За это он показал, где живет настоящий Баба.

Бабой в Индии называют человека, который живет исключительно духовной жизнью, как правило, отшельника. Наш баба жил в стороне от огороженного историчес­кого заповедника, возле храма шестидесяти четырех Йогинь. Это даже не храм, а просто площадка на вершине большого камня, по периметру которой было расположено шес­тьдесят четыре ниши одинакового размера со статуями йогинь, каждая из которых чему-то учит. В центре - ниша побольше, где на­ходилась сама Кали - жена Шивы. Это и есть самый первый объект, построенный здесь приблизительно в 900 г. Во время заката ди­настии Манделла в XII в. сосед-раджа умык­нул из одного из храмов очень большую и красивую статую Вишну, а здесь и тогда взять было нечего. Площадка площадкой, ничего лишнего - просто место для практики. Гово­рят, что у истоков храма была секта каппа-лика. Это были аморальные типы без кола и двора, но с сильными магическими способностями и глубоким знанием реальной жизни. Наш баба, видимо, был дальним пос­ледователем этих товарищей, так как сразу предложил поднять своим… лингамом об­вязанный проволокой камень килограммов в шесть. Мы очень долго его уговаривали этого не делать. На то было две причины: во-первых, не при дамах, а во-вторых, мы это в Шаолине видели, правда, на фото. Пришлось даже исполнить для него одну из йогических асан: мол, не чужие, дядя. Покрытая ветками хижина с двумя красными флажка­ми была опоясана неглубокой бо­роздой. В центре лежал небольшой горшок с двумя то ли луковицами, то ли картофелинами, рядом - куча кокосовой скорлупы. Вместо живой жертвы Кали можно принести лю­бую разрушенную форму - индусы предпочитают расколотый кокос, уж больно он похож на голову. Пос­ле того, как мы уселись на камни, баба вдруг залез к себе в хижину, вытащил металлическую флейту и начал ее чистить сломанной тут же веточкой. Через пару минут флейта зазвучала, но ненадолго. Тогда он до­стал маленький двусторонний барабан­чик на ручке и под его аккомпанемент стал петь мантры в честь Шивы. Никог­да не думал, что можно слушать поз­воночником. Под занавес исполнитель разрешил с собой сфотографироваться, одолжив свой тяжеленный, явно не бу­тафорский трезубец.

Вечером в лобби почему-то ни­кого не было, только в углу в баре шама­нил бармен. К нему мы и направились. Французские, испанские, чилийские и даже индийские красные и белые вина, тесня друг друга, выстроились на полках. Толстый бармен, похожий на махараджу, за­говорщицки предложил розовое. Барменам верить нельзя, особенно индийским. Но, на­зло стереотипу, мы взяли розовое. Черная роза - символ печали, красная роза - символ любви, а что такое розовая роза мы выясним прямо сейчас. Только удобно разместившись на диване и начав дегустацию, мы заметили в углу на маленькой сцене двух колоритных индусов с очень спокойными, можно даже сказать, отмороженными лицами. У одного была флейта, у другого барабан. Зазвучала музыка. Поддерживаемая замысловатым ритмом барабана, мелодия флейты начала впитываться в окружающие предметы, и люди стали превращаться в изваяния, а изва­яния ожили. В мире снов я просыпаюсь тогда, когда закрываю глаза. На перекрестке ми­ров - восемьдесят пять храмов возникли и засияли неземным светом. Город богов за­дышал. В холодном сиянии прямых линий строений расцвел живой свет изваяний. Все вдруг ожило. В изумительном танце закружи­лись апсары, и неясная радость наполнила сердце. Дэвы начали свою борьбу с асура-ми. Сурья засиял в своем величии, и живые планеты закружились в хороводе. Великий Разрушитель Шива на время отложил свой разрушительный труд и празднует свадьбу со своей Прекрасной Парвати. Вселеннаяожила.

Делийский аэропорт встретил нас ту­маном и радушием патологоанатома. Таксист в очках и с шарфом на голове почему-то на­поминал махатму Ганди. После долгих разго­воров сначала на философские темы, а потом на тему магазинов, в которые просто обяза­тельно нужно заехать, мы были доставлены к гостинице.

Выгрузив наши вещи и услышав сло­ва благодарности, водитель посмотрел на меня запотевшими махатмическими очками (как он вел машину?) и произнес вторую из услышанных нами на Востоке эпохальных фраз: “Tipsisonlyгеа1!”(реальны только чае­вые). А первой, оставившей неизгладимый след в нашей памяти, был ответ молодой леди в маленьком магазинчике в непальских джунглях национального парка Читтван. На вопрос: “Почему у вас такая дорогая кока-кола?”, она невозмутимо ответила: “It’sа jungle, sir!”(ЭTOджунгли, сэр). Но это уже сов­сем другая история.

“Каджгурахо - потерянный рай”. Статья из журнала Yoга №4 за 2006 год.
Автор/фото © Евгений Тертычный


Читать блог автора
Постоянная ссылка:
Оцените и поделитесь своим мнением