Бродячий огонь. Отклонения при занятиях.

Бродячий огонь. Отклонения при занятиях.

 

Сейчас хотелось бы коснуться темы отклонения при занятиях цигун. Итак, бродячий огонь или 走火.

Вспомним слова Гэ Хуна, сказанные им в трактате «Мудрец, обнимающий простоту»: «…канон бессметных гласит: «Пестования жизни[1] заключается в неприченении себе вреда – вот главное»[2]. Поэтому при практике цигун нужно особое внимание обращать на правильность развития. Если не следовать верным предписаниям и наставлениям дающего вам это учение, то могут возникнуть различные отклонения от правильного пути, исправление которых может потребовать значительных сил и времени, и они могут нанести даже непоправимый вред здоровью, как физическому, так и психическому. Одним из таких отклонений, встречающихся при практике цигун, является «бродячий огонь». В традиции «пестования жизни» под термином «огонь» обычно подразумевают активность или концентрацию сознания, регламентированную определённым образом, зачастую в сочетании с дыханием. Такая аналогия сложилась из-за того, что многие методы психофизиологических практик (т.н. внутренняя алхимия) исходили из традиции лабораторной алхимии (т.н. внешней алхимии) и переняли не только философское обоснование, но и терминологию. Например, уподобление опредёленных центров структуры человека котлам, в которых изготовляется «эликсир бессмертия». Огонь в такой коррелятивной схеме – работа или активность сознания, но такая аналогия возможна лишь в некотором приближении и не является абсолютной. Итак, при избыточной концентрации сознания или внезапной потере контроля над сосредоточением ци приходит в беспорядочное движение, так как свойственная обычному состоянию человека циркуляция уже изменилась из-за выполнения упражнения, а в результате нарушения практики ци не выполнило должной работы и не возвратилось в места естественного сосредоточения (например, в нижнее киноварное поле). Или, говоря аллегорическим языком, перегрелось, и, как вода, внезапно в трубе превратившаяся в пар, и пришло в непредсказуемый беспорядок, с тенденцией подъёма вверх. В лёгком случае это приводит к сдавливающим обручеобразным головным болям, ощущению теснения в груди и животе, жару в голове. Важно распознать эти симптомы вовремя и верно их интерпретировать, а не принимать за положительные результаты практики. Не все ощущения в области головы и тепло в районе каналов и точек являются признаками прогресса. В тяжёлых случаях «бродячий огонь» может приводить к безостановочным движения тела, нарушению поведения и лёгкой вспыльчивости.

При возникновении данного расстройства (ощущении теснения в груди и животе, описанной выше головной боли, ощущении то там, то сям тепла или огня) или его начальных симптомов нужно прекратить созерцательную практику, собрать ци в нижнем киноварном поле, выполнить какие-либо лёгкие движения или упражнение «саморегуляция» (напомню, что данное упражнение выполняется без концентрации внимания или сосредоточения сознания).

Для предотвращения появления «бродячего огня» не следует избыточно интенсифицировать практику. Такую ошибку в традиции уподобляют ошибке вытягивания травы для ускорения её роста, в данном случае она не вырастет скорее, а погибнет. Сам метод концентрации должен придерживаться традиционного принципа: «не забывать, не помогать», то есть не терять объект концентрации, и не сосредотачиваться на нём избыточно. И не следует принимать за благоприятный результат практики появления ощущения тепла там и сям, особенно в области головы - ци должно быть упорядочено! Это не третий глаз просыпается, а огонь поднялся в голову! Говоря русским языком - моча (имеется ввиду естественно не урина, а мощь, сила (ср. "мочь сделать", "мочи нет терпеть") в голову ударила. С точки зрения классической медицины данное расстройство можно отнести к невротическим расстройствам с ярко выраженной вегетативной компонентой.

 


[1] Пестование жизни – важный раздел традиционный китайской науки, включающий в себя и медицину, и различные психофизиологические практики. Задачей своей ставит достижение человеком счастливого долголетия.

[2] Гэ Хун. Баопу-цзы. Пер. с кит. Торчинова Е.А.Санкт-Петербург. 1999.Стр. 209.

 


Читать блог автора
Постоянная ссылка:
Оцените и поделитесь своим мнением