Вторая парамита. «Жить осмысленно, жить с пользой для других»
Лама Оле Нидал
Наверное, для людей одного уровня слово «этика» лучше, чем «мораль». Но, может быть, и его нельзя использовать, поскольку им тоже злоупотребляли. Правильнее, скорее всего, говорить об осмысленной, полной значения, полезной для всех жизни. Этим никто, я думаю, злоупотреблять не сможет, ибо слова, близкие к нашей жизни, не так легко исказить.
А из чего состоит эта жизнь? Каждый наш день наполнен миллионами слов и миллионами мыслей. Как систематизировать этот поток, как придать ему смысл?
Будда, видящий все из великого пространства безграничной мудрости, предлагает несколько идей на этот счет.
Так как у людей на каждой руке по пять пальцев, используемых для счета и запоминания, он сформулировал десять советов относительно полезных и не слишком полезных слов, дел и мыслей. Слушая Будду, мы всегда должны понимать, что он не начальник, а друг, который хочет, чтобы мы были счастливы. Он сам нашел нечто необыкновенное – состояние ясного света в уме, состояние всеведения, которое содержит прошлое, настоящее и будущее и вообще все. Ясный свет совершенно четко показывает, что каждый есть Будда, хотя не каждый еще это осознал. Он показывает, что все внешнее – Чистая страна, а все происходящее – высшая мудрость, только потому, что происходит, только потому, что проявляется через силу причины и следствия.
Итак, Будда не отличается от нас. Мы все – словно люди, имеющие нормальные глаза, он среди нас – один с открытыми глазами. И видя, что основная сущность у всех одинакова и различие лишь в степени открытости сознания, Будда учит нас не свысока, а как друзей и братьев.
Преимущество Будды в том, что для обучения у него было целых 45 лет. Христос учил три с половиной года, Мухаммед и того меньше. К тому же у Будды были все шансы иметь чрезвычайно умных учеников. Они задавали ему вопросы на уровне Сократа, Платона и Аристотеля. Вокруг него собрались лучшие умы его поколения, ученые приходили с готовыми философскими системами в голове, желая испытать его.
Будда никогда не ограничивался одними словами. Он не привязывался к системе, которая верна только формально, а в заключениях содержит не больше правдоподобия, чем в выдвигаемых первоначально тезисах. В западных философиях эти тезисы чаще всего парят в воздухе, не имея ничего общего с жизнью людей. Так было, по крайней мере, до Гегеля. Западные философы славились изощренностью мышления и искусностью ведения диспутов, восточные же святые и философы говорили немного. Однако то, что они говорили, можно было постичь на опыте. Они затрагивали не только интеллектуальную сферу ума, но ум в целом, способствуя изменению не только мышления, но чувств и всего самоощущения.
Учение Будды – это не просто идеи, которые можно опровергнуть при помощи других философских систем. Когда Будда учит чему-то, он становится таким огромным, что голова его касается луны, или таким маленьким, что его едва можно увидеть. Он растворяется в радужном свете, добираясь до самых глубинных уровней сознания людей и даря им такое благословение, что те забывают, где находятся. Он употребляет всю свою силу, в результате происходящее становится совершенным и истинным.
Он говорит: «Рассматривайте свое тело, речь и ум как инструмент. Смотрите на их совокупность как на нечто совершенное, что вы можете использовать и приносить в мир».
О чем Будда говорит дальше? Не так трудно понять — что нужно избегать. Когда люди сидят в тюрьме или имеют трудности с полицией, можно понять, что они использовали свое тело для действий, которые не стоило совершать. Они украли, убили, нанесли кому-то вред в сексуальном плане или сделали нечто подобное. Если люди одиноки, можно предположить, что они сказали что-то, чего лучше было не говорить. Они лгали с целью навредить, сплетничали, говорили плохо о других или запутывали людей. А если углы губ у людей свисают до коленей, можно не сомневаться, что у них непорядок с мыслями. Они кого-то ненавидят, кому-то завидуют или находятся в смятении. Все это просто и понятно.
С другой стороны, мы не всегда думаем о том, что такое хорошие действия. Существуют десять проявлений тела, речи и ума, которые приносят и нам, и окружающим счастье и радость. Наполняют нашу жизнь смыслом и энергией для пользы других. Что говорит об этом Будда? Он говорит очень просто: «Используйте свое тело как инструмент для того, чтобы защищать существ и помогать им».
Уверяю вас, это преисполнено значения. Если у вас в этой жизни хорошее здоровье, если мужчина подобен льву, а женщина – песочным часам, если вы обладаете всем, что считается в вашей культуре красивым, ваше тело привлекательно и люди охотно идут к вам, если вы легко находите общий язык со всеми и у вас много друзей – вероятная причина этого в том, что раньше вы использовали свое тело как инструмент для принесения пользы другим или их защиты.
Если вы думали так в прошлой жизни, теперь люди будут стремиться к общению с вами, поскольку от вас исходят соответствующие вибрации. Если все любезны с вами и охотно дарят подарки, это заслуга вашей прошлой щедрости. Если, наконец, вы счастливы в своей интимной жизни и с вами происходит много хорошего, если вам удается вдохновлять других и вы сами легко вдохновляетесь — это знак того, что вы использовали свою силу на пользу другим существам и делали других счастливыми в прежних жизнях.
Далее – речь. Некоторые люди говорят так, что приходят послушать даже боги. А от слов других – демоны бегут прочь. Если раньше мы использовали свою речь правильно, то это приносит приятные переживания в нынешней жизни. Люди хорошо о нас отзываются, мы получаем ясную информацию, нам открывается суть вещей. Если мы сейчас стараемся быть честными, если мы не лжем с целью навредить другим, говорим правду на благо всех, если пытаемся сделать людей друзьями, помогаем им понимать друг друга, если мы стремимся показывать существам, каким все является в мире, если мы успокаиваем их, избавляем от страха и нервозности, – если мы делаем все это с помощью нашей речи, то в будущих воплощениях будем пожинать хорошие плоды. Сейчас мы засеваем семена, которые прорастут завтра.
Наконец, что хорошего мы можем делать с помощью ума? И какими будут результаты? В этой жизни результат проявляется как великодушие окружающих. Вы замечаете, что люди с радостью вовлекаются во все хорошее, что вы предлагаете, и хорошие дела приносят вам известность. Вы видите, что люди желают вам добра, в уме ясность и вы не впадаете в смятение.
Подобные исполненные радости умственные переживания приходят благодаря тому, что человек в прошлых жизнях действительно желал всем добра. Вместо того, чтобы завидовать, он принимал участие в чьих-то хороших делах, он старался мыслить ясно и разбираться в сути происходящего, пресекая всевозможные внутренние смятения. Эти прошлые действия фактически и порождают сегодняшние ситуации. Если такие же семена мы стараемся сажать и в этой жизни, они созреют в последующих.
Все это – этика, или правильный образ жизни, или, если все же употребить это старомодное слово, мораль, – необходимо, чтобы привнести в жизнь открытость, щедрость и придать ей настоящий смысл. Это чрезвычайно важно для нашего роста.
Итак, мы сделали все открытым и задали происходящему направление своими хорошими делами, словами и мыслями. Но после этики нам нужна третья вещь: способность не терять больше позитивную энергию, работающую для других и для нас.
Существует очень много различных чувств, приятных и неприятных. Но есть нечто такое, чего нельзя себе позволять никогда, – это злость.
Злость – комичное явление. Она часто вступает в сговор с завистью, гордыней и другими мешающими чувствами. Мы ни в коем случае не должны поощрять это, а, напротив, избегать. Если рассмотреть наш путь к Просветлению, то можно увидеть, как мы делаем что-то хорошее, получая в результате состояние ясного прозрения, что побуждает нас делать еще больше хорошего и приводит к состоянию еще большего прозрения, и так дальше. Но злость может разрушить эту лестницу так, что мы снова окажемся в самом низу.
Продолжение следует.
Перевод с английского - Вагид Рагимов.